База Знаний Audio : AudioDB/БазаПрактики/Усиление/Питание/ВтораяСетка

 
С теорией я тебе вряд ли помогу. А опытом поделюсь с удовольствием. Когда давно имел дело с пентодами, самый лучший
по звуку вариает получился, когда во второй сетке стоял
стабилитрон (стабиловольт СГ..С ). Причем октальные лучше играли,
чем пальчиковые. Отдельный БП для второй сетки с кенотронным
выпрямителем тоже лучший вариант, но это наверняка не новость.
Отмечу только, что «область(цепь)" второй сетки очень чуствительна
к качеству компонентов. Здесь без напряга услышите разницу
между «звучанием» черный и серых анодов кенотронов (я впервые ее
услышал именно в этом месте). И экономить на компонентах я бы
не советовал в этом месте. Из стабилитронов самые лучшие здесь,
у которых гетер аккуратный снизу, а не «размазанный» по периметру баллона.
С уважением, Юра Uri

Такая методика есть и у Войшвилло. Но методика эта приводится применительно к пентодам, у которых отсутствует динатронный эффект и для режима малого сигнала, когда напряжение на аноде всегда превышает напряжение на второй сетке.
У мощных выходных тетродов в режиме большого сигнала очень большое потребление по второй сетке, зависящее от амплитуды сигнала. Имхо, питание второй сетки надо стабилизировать, и одним стабилитроном тут не отделаешься. Надо хороший стабилизатор городить.
Oleg


Да,я сталкивался с этим на примере ГУ-80.Там действительно без стабилизатора не обойтись.Но для ГУ-50 вполне можно RC фильтр применить если каскад работает в режиме А или НЕГЛУБОКОМ АВ без токов сетки.
Rezvoy


Линейность пентода ОЧЕНЬ сильно зависит от стабильности питания второй сетки. Так что кондер там мягко говоря желателен. А еще лучше стабилизатор, даже простой, параметрический. Макаров советует хотя бы стабилитрон – я у себя собственно так и сделал – драйвер на 6П15П, вторая сетка через 15 К на анод (ну там анодноее поболее и каскад драйверный), и подперта стабилитроном КС650 об землю, в парралель с МБГЧ на 60 мкф.


Я уже упоминал где-то на форуме, что ещё лучше – это минусовое питание сетки подать прямо на катод лампы. Это имеет единственное неудобство – необходима отдельная обмотка на ТП, выпрямитель,
фильтр и т.д. Параллельно участку вторая сетка – катод добавить резистор, зашунтированный конденсатором. Ток через резистор раза в 3
больше,чем потребляет сетка в статическом режиме. Ток сетки при
таком включении может составлять от 0,2 до 0,25 от тока покоя анода.
При этом напряжение на экранной сетке всегда выше, чем напряжение
на аноде в статическом режиме.

При таком включении ток питания экранной сетки не идет по катодному резистору, поэтому расчет этого резистора следует вести только по
току покоя анода.

В таком включении АСХ лампы практически точно совпадают со справочными. А звук совпадает с хайэндными требованиями
Макаров


Сетку вторую застабить стабилитроном СГ15П – красиво будут стоять рядом СГ15П и 6П15П!
=Самые горячие рекомендации по этому поводу. Не только красиво,
но и «бас» будет существенно лучше. Замечу в дополнение, что в
этом месте лучше звучат октальные стабы, старые с чистым балоном.
С уважением, Юра.

В одном из стабов требовалось поставить восемь ( ! ) стабилитронов!
Ставил СГ15П. Если бы решил ставить СГ4С, то стабилизатор был бы больше усилителя!

Но Юра ( Uri ) абсолютно прав – окталы звучат лучше
Шалин

Ни от ПП стабилитронов, ни от СГ4С по 2-ой сетке шумов не замечено (ухом). А вот окраска звука от шунтирующих их конденсаторов имеется.
Воевода

Истинные слова глаголите! Пробовал шунтировать, а в итоге все убрал, чистый СГ3С тудится
Tommy

Окраска имеется, но шунтировать всё ж надо.
Я вот остановился на К72-П6 0,1 мк х 200 в.
Почти ничего не вносит, а звук с ним как-то ровней что ли...
Шалин

И еще повторюсь (говорил в ветке про драйвер на 6П15П), конденсатор шунтирующий стабиловольт в экранной сетке 6П9 окрашивает звук. Каждый тип по своему.
Экранная сетка 6П9.
Как свидетельствует мой скромный опыт «готовки» пентодов, стабиловольт (или стабилитрон) очень желательно подключать между катодом и экранной сеткой, а не между экранной сеткой и землей. Просто для наглядности отключите катодный конденсатор, станьте осциллографом на экранную сетку (относительно катода), подайте на управляющую сигнал и взирайте на безобразие творящееся на экранной сетке
LOki

Правильнее питать вторую сетку от отдельного стабилизированного источника. Стабилизатор может быть выполнен на сильно зашунтированных конденсаторами кремниевых стабилитронах.В данном случае на КС650А.

Еще правильнее минусовый вывод отдельного источника питания экранной сетки соединять не с землей, а непосредственно с катодным выводом лампы на панельке.
Тогда через катодный резистор будет протекать только анодный ток.
А вольт-амперные характеристики лампы будут наиболее точно соответствовать среднестатистическим в справочнике.

А. главное, звучать такой каскад будет превосходно.
Wizard

Если говорить о выходном пентоде, то потенциал второй сетки должен быть как вкопанный относительно катода. Если Вы используете резюк с анодного на вторую сетку, а ее потенциал фиксируете конденсатором, то фильтрация оказывается неполной. На больших амплитудах анодного напряжения вторая сетка «хочет дрыгаться» вместе с анодом, текут соответствующие токи – чем больше амплитуда, тем интенсивнее, особенно на положительной полуволне. Если во второй сетке стоит конденсатор, он может справиться с этим «дрыганием» на ВЧ, а вот басовая составляющая на вторую сетку пролезает – и это приводит к ухудшению передачи НЧ (усиление лампы на нижних частотах падает). Чтобы избежать этого, можно, как уже сказал Олег, сделать отдельный, гальванически отвязанный стабильный источник напряжения и воткнуть его минусом на катод, плюсом – на вторую сетку. Можно сделать и иначе: катод выходной лампы посадить на «землю», а на ее 1-ю сетку подать фиксированное напряжение смещения (небольшой «минус»). В этом случае в качестве стабильного источника для второй сетки может выступать стабилизатор, питаемый от анодного напряжения.
Правда, некоторые пентоды – те, у кого даже под нагрузкой изрядное усиление, включать с фиксированным смещением стремно: режим по «постоянке» при фиксированном смещении очень нестабильный.
Для ламп, у которых рекомендуемый потенциал второй сетки близок к анодному, этот трюк можно проделать в таком виде: стабилизируем общее анодное (и «нестойкость» почти отступает), делаем фиксированное смещение, вторую сетку цепляем на анодное (а оно застабилизировано), и подбираем оптимальную нагрузку. По крайней мере, такая схема требует минимума возни с устройствами питания.
С лампами класса ГУ-50 этот трюк не проходит: там на 2 сетке примерно полпитания. Слава Богу, ток второй сетки у нее невелик, поэтому можно обойтись газовыми стабилизаторами с минимальным фильтром. Фиксированное смещение она терпит и с нестабилизированным питанием, если анодное не очень скачет...
Итак, катод на землю. Отрицательное напряжение на 1 сетке подбираем так, чтобы анодный ток был миллиампер под 80. Анод-катод 400, ток анода под 90ма, напряжение катод-вторая сетка 200...205, приведенное – порядка 4.5 ком. И, кстати, очень простая схема, использующая тот факт, что ГУ50 имеет небольшой ток 2 сетки: лампа включена с автоматическим смещением (катод приподнят вольт на 25), источник для 2 сетки, соответственно, имеет где-то 230в и включен прямо на землю, анодное где-то 430–440 вольт. Бас, несмотря на упрощение, был хороший!!! Мощности можно ожидать на уровне 8...9 вт – а звук очень интересный, такой завораживающий, мой друг делал, слушали долго и с удовольствием.
Удачи.
Евлампий

Я всегда для пентодов делаю только так: отдельный источник питания
от отдельной обмотки трансформатора
с дроссельным (C-L-C) фильтром и параметрическим стабилизатором на стабилитроне, зашунтированным разными емкостями.

Минус стабилитрона, разумеется,только на катоде лампы, плюс – на второй сетке.
В этом случае ВАХи пентода действительно совпадают с реальностью.
ИМХО.

Стабиловольтов не употребляю по слуховым впечатлениям.
Гэгэн убедительные измерения привел, что вполне адекватно моим субъективным впечатлениям.
wizard

Вчера отслушивал разные схемы питания второй сетки 6Э5П. Причина?
После изготовления отдельного трансформатора на ШЛМ сердечнике (сечение 6.25см, на нем же обмотка для стаб.питания накала 6Э5П) и применении диодного моста на HEXFRED диодах заметил, что звучание усилителя (300В на выходе) приобрело некую сухость на всех фонограммах. Ситуацию не изменило увеличение тока через СГ4С до 30мА и дополнительное шунтирование конденсатором 1500мкФ. Вспомнил о сообщении Юры Решил проверить.
Испытывал двухполупериодный выпрямитель на карбидокремниевых SDTO4S60, 6Ц4П, 5Ц3С. Подбором балластного резистора устанавливал 30мА, протекающие через СГ4С. Общий ток через стаб составил 57мА. Для минимальной окраски звука шунтирующий конденсатор оставил 0.1мкФ ФТ-3.
Впечатления от прослушивания таковы:
Кенотроны даят мягкий, более натуральный звук, позволяющий услышать разницу в тембральной окраске разных записей. Недостаток: некая «замутненность» звука – терялись мелкие детали. Выпрямитель на диодах, напротив, звучал удивительно детально, но при этом потерялись различия в тембрах. Казалось, что все диски записаны в одной студии. Звучание утомляло.
Вот такие дела.
Воевода

Стабилизация второй сетки СТАБИЛИЗИРУЕТ Кг 
Шалин

«Готовить» 2-ю сетку надо следующим образом:
каменный стабилитрон между сеткой и катодом
(а не между сеткой и землей!),
ничем не шунтированный.
Любые емкости здесь так или иначе окрашивают звук .
На сетку, с анодного питания естественно резистор,
чтобы запитать стабилитрон.
Tommy