База Знаний Audio : AudioDB/БазаПрактики/Усиление/Питание/КривойНакал

 
Прецизионный стабилизатор накала Клауса (применен в Клаускорректорах I-III)

Накал 6П9.
Я лично всегда, в подобных вашему случаю, подпираю положительным потенциалом не один вывод накальной обмотки, а искусственную среднюю точку сделанную из пары прецизионных резисторов (обычно сотни Ом – единицы кОм) посаженых прямо на выводы накального трансформатора. В сочетании с прокладкой каждого накала отдельной витой парой от трансформатора, такая мера дает минимальный уровень фона.
Раз пошла такая пьянка как стабилизация накала (по предложению wizard_а), то посмею предложить одним выстрелом убить 2х зайцев: сделать фиксированное смещение для 6П9 падением постоянного тока накала на низкоомном резисторе. В вашем случае: 3v, ток накала 0,65А, резистор будет около 4,62 Ом. Такой мелкий номинал шунтировать электролитом imho не стоит – избавляемся от дурацких дорогостоящих белекгейтов. Питать такое сооружение можно либо от стабилизированного напряжения 9,3v (например неплох стабилизатор напряжения на LM317) либо от стабилизатора тока.
Второй вариант мене лично нравится больше.
Берем ту же LM317-ю, на выход ей ставим резистор равный 1,25v/0,65A=1,923 Ом (реальный разброс у LM317-ых 1,2….1,3v). Для запаса выбираем 2,2 Ом. Параллельно этому резистору прецизионный проволочный многооборотный подстроечный резистор 100…330 Ом (напрмер СП5–2 или СП5–3). Его движок подключаем к управляющему выводу LM317-ой. В результате мы получили подстраиваемый двухполюсник – стабилизатор тока на 0,65А. Работает такой узел весьма и весьма прилично. Можно (на всякий случай, реально на слух изменения едва-едва заметные, если вообще есть) поставить дополнительно после него дроссель.
LOki

Стабилизировать надо. В системах с приличным разрешением это очень хорошо слышно.
DIM

Падение напряжения на анодном резисторе (взял 7 кОм) при изменении напряжения накала.

5,8 168 в
6,0 170,1 в
6,3 174,3
6,5 176,4
6,7 177,8
ua9xrp

20 lg (174,3 / 170,1) = 0,213 dB

20 lg (174,3 / 176,4) = – 0,104 dB

Для уха этого достаточно, чтобы услышать изменения в микродинамике сигнала.
Изменения напряжения на анодном резисторе от влияния накала и от действия собственно сигнала могут совпасть или наоборот,
оказаться противофазными: в одном случае произойдет экспандирование, в другом – компрессирование сигнала.

До того как в доме у меня заменили алюминиевую проводку на медную,
то примерно так и было: в пиках потребления напряжение падало до 186 В, а выше 205 В не поднималось. Если только ночью.

Как бы не менялось накальное напряжение, синхронно или не синхронно
с сигналом, все равно эти изменения алгебраически складываются с сигналом в текущем времени, а взаимодействие это всегда вредно, когда не равно нулю.

Просто меняется крутизна, коэффициент усиления,
т.е. происходит управление током лампы не только по сетке полезным сигналом, но и по «виртуальной сетке» – катоду/накалу с произвольным от изменяющейся сети воздействием.

В данном случае речь идет не о стабильности анодного напряжения,
а о ФАКТИЧЕСКОМ ЗАМЕРЕ влияния напряжения накала на режим конкретной лампы. Тут даже мои ёмкости бессильны.
Поэтому я всегда стабилизирую накал, а анодное, увы, не всегда
wizard

По *настоятельной* просьбе Юрия Макарова, переборол свою лень,
и сделал стабы на накал и на анод(последовательный).
Век живи, век учись(с).
Усё...не надо больше экспериментов.
Делаю в корпуса!
(Слова благодарности были выражены в личных сообщениях)
Усилитель на 6Э5П.
Стаб анодный, и стабы на все накалы!
Стабилизация накала МЕНЯЕТ ЗВУК КАРДИНАЛЬНО, в лучшую сторону.
ua1ong

Лично я предпочитаю стабилизировать не напряжение накала а ток накала
 (6 Кб)
Тут убиваем сразу несколько зайцев:
Заодно и получаем сеточное смещение лампы,
лампа жить будет дольше,
т.к. токовый стаб имеет очень большое сопротивление по переменке – отсутствует «окрашивание» звука, а также очень хорошая развязка от сети.

P.S.
Вторичка накального трансформатора намотана бифилярно (в два провода).
С1, С2 бумажные проходные.
Dr 2 достаточно небольшой, он работает фактически только на ВЧ.
Качество R3 влияет на звук – сюда я ставлю самодельные из толстого манганина сделанные следующим образом: Отмеряем нужный кусок с небольшим запасом, складываем пополам, скручиваем в витую пару и мотаем на толстую медную пластинку. Началом у нас является середина отрезка провода. Потом витки закрепляю эпоксидкой.

P.S.S.
R2 можно было бы и исключить, подключив вывод ADJ к правому выводу R1 и считать его номинал исходя из падения на нем 1,25v. Но дело в том, что эти 1,25v имеют некоторый разброс, а подбирать номинал низкоомного резистора R1 не самое приятное занятие.
Да, и еще: радиатор LM317 с корпусом контакта иметь не должен!
L0ki

Еще один стабилизатор тока, который мне нравится по звуку, состоит из трех деталей: MOSFET, в стоке резистор, к затвору и резюку литиевая батарейка в качестве источника опорного напряжения.
 (50 Кб)
L0ki

Речь шла о генераторе тока на полевике. Схемка ниже. Напряжение затвора выбирается в зависимости от порогового напряжения полевика. Ток устанавливается резистором в истоке. Если небходима оперативная регулировка тока, то паралельно этому резистору ставится переменник, его движок соединяется с батарейкой. Стабильность такого источника тока тем выше, чем выше крутизна у полевика. Как правило, температурной стабильности этой схемки хватает для таких применений. Срок службы литиевой батарейки в таком включении будет не менее 10лет.
Васянин Сергей

накал на отдельном трансе, оба транса на ПЛ магнитопроводах, на каждой катушке вначале мотается половинка первички, затем максимально толстая прокладка, затем на каждой накальной катушке половинка накала для 6Г2, прокладка, половинка накала для 6С4С. Сетевое напряжение подавать на начала первички, концы соеденить. начала накальных для 6Г2 на землю, концы к лампе. Началы накальных для 6С4С или на землю или на резистор автосмещения, концы к лампе.
Анодник: – на каждой катушке по половинке первички, максимально толстая прокладка, половинка половинки вторички, прокладка и оставшаяся четвертинка. На начала первичек подавать сеть, концы вместе. Начала первых четвертинок на землю, конец внутренней четвертинки на одной катушке соеденить с концом внешней четвертинки с другой катушки. начала внешних (намотанных последними) четвертинок на аноды кенотрона.
С уважением.
Алексей Бурцев

Стабилизировать накал у прямонакалов (каламбур) я не пробовал. Только у косвенных.
На мой взгляд, начинать стабилизировать режимы надо именно с накалов. Потом анодное драйвера, а потом уже анодное выходной лампы.
Стабилизация накалов даёт очень заметный результат в УПТ, в схеме же с межкаскадным конденсатором это менее заметно.
ua9xrp

Вадим, уж ты поверь: даже применение ТОЛЬКО накальных стабов улучшает микродинамику, чёткость, локализацию, эшелонирование.
Возьми простейшие микрухи LT1083–85 и собери на них стабы накалов для драйвера и выходной лампы и послушай

...и гениальная схемка на КТ815 из Радио 89 г, №11 – эта вообще выше всяких похвал!
 (70 Кб)
Шалин

Впервые слышу. Если стабилизировать, то и анодное, и накальное – тогда результат будет. А в этой схеме ничего не надо стабилизировать. Лампы в отличных режимах (не форсированных), напряжение сети относительно стабильное 215–225 вольт.
Я пробовал вначале (остался источник от 6С4С) питать накал постоянкой (электролит был 6800мкф) и вроде всё было неплохо. Но после того, как усилитель был готов, убрал постоянку, что дало сразу заметное улучшение именно микродинамики. Поэтому для меня, слышать это от Шалина и других, просто в голове не укладывается.
Но всё же, Вы меня все задели. Естественно, сегодня же сварганю эти стабы и попробую снова.
Дайте, если не трудно, конкретную схему стаба (чтобы велосипед не изобретать, а сразу спаять и послушать).
Вадим Пузанов

Вадим, стабы накалов для 6С19П оччень способствуют уточнению сцены и воздушности. А вот отсутствие таковых, делает звук скорее не более макродинамичным, а более рельефным и менее внятным и этот рельеф задается пульсациями тока/температуры что ли катода...
Надеюсь сравнения понянты, т.к. описать происходящие процессы непросто.
Eduard Rusanov

Как самый минимум – надо питать накалы драйверов и выходных ламп от разных обмоток.Пусть даже в рамках одного трансформатора с анодным питанием.. Детальность звучания при этом возрастает, а сцена становится лучше.
валераканделев

Вот таких стабилизаторов тока в своё время мною была изготовлена не одна сотня штук (для питания ЛПД). В моём варианте, правда, есть ещё защита по напряжению, ограничитель тока и защита от импульсных помех. Да и токи были менее 1 Ампера (0,3...0,5 А ).
 (13 Кб)
Что можно переделать:
выходной транзистор взять составной, типа КТ825. Напряжение питания уменьшить вольт до 15. С учётом того, что на транзисторе должно падать хотя бы вольт пять, на резисторе R6 – датчике тока упадёт 3...4 вольта, если резистор будет 1 Ом. И на нагрузке примерно 6 вольт.
Резистор R1 подобрать по току через стабилитрон 10 мА (при подключенной микросхеме). Такая схема имеет склонность к самовозбуждению, если на выходе длинные провода. Мне приходилось питать от неё даже фокусирующую катушку в мониторе, генерация сбивалась подключением параллельно выходу конденсатора 4,7 мкф. Стабильность выходного тока просто «зверская» Переменный резистор взять качественный. R2 и R4 определяют границы регулировки выходного тока.
Поверьте, я занимался поисками хорошего источника тока несколько лет.
Было перепробовано множество схем из журналов «Радио», из книг и так далее. Пока на глаза не попалась схема из книги «Полупроводниковая схемотехника» Титце и Шёнка. В доработанном виде схема сразу дала необходимый результат. Делал и на интегральных стабах, но они не дали нужных параметров по стабильности, динамике, температурному дрейфу.
Изначально, интегральные стабилизаторы напряжения вовсе непригодны для построения стабилизаторов тока. Задача стабов напряжения – как можно более низкое выходное сопротивление. Задача стабов тока – как можно более высокое выходное сопротивление. Цели совершенно противоположные. Внутреннее строение стабилизаторов напряжения таково, что регулирующий транзистор включён с общим коллектором, эмиттером в нагрузку. А стаб тока должен быть включён коллектором в нагрузку, однозначно. Транзистор с нагрузкой в цепи коллектора сам по себе уже является источником тока, а операционный усилитель в схеме лишь слегка регулирует его, устраняя дрейф и надёжно фиксируя выставленное значение тока.
Гонялись источники и в камере тепла и холода, и на быстродействие, и на реакцию на импульсы, и паяльником их грели. В то время, правда, были только КРЕНки, пластмассовые или жёлтые военные – ни одна КРЕНка и близко не приблизилась к вышеприведённой схеме из книги Титце и Шёнка. Кроме того, управляющий усилитель должен стоять отдельно от силовой части, поскольку силовая часть очень сильно нагревается и нагревает всё вокруг себя.
Идея на полевых транзисторах не прижилась, так как, например, чтобы получить от полевика КП904 сколько-нибудь стабильного тока, пришлось высадить на нём вольт 40–50. Получилась электроплитка.
Обычный биполярный транзистор работает при напряжении на нём всего несколько Вольт.
Вот эта схема, которую я здесь так запросто выкладываю, результат нескольких лет поисков и отработок десятков схем.
Проверка стабилизаторов тока до примитивного проста – берётся отвёртка и накоротко замыкаются выходные клеммы. Стрелка амперметра в цепи коллектора выходного транзистора не должна шевельнуться! При этом на транзисторе высаживается полная мощность, долго коротить нельзя – перегреется.
А что касается качества, то, как я уже говорил, схемы применялись для питания генераторов на ЛПД. И вот, если источник тока плохой, то на анализаторе спектра видны «палки», «хвосты» по диапазону из-за паразитной модуляции. Описанная схема загрязнения спектра не давала.
Gur

Мои 5 коп.
По закону Джоуля-Ленца Q = I*I*R.
При увеличении сопротивления нити накала на 5% имеем в случае:
1. стабилизатора напряжения 100*(1/1,05)^2*1.05 = 95,2%
2. стабилизатора тока 100*(1*1*1,05) = 105%
3. стабилизатора на удвоенное напряжение накала + резистор сопротивлением Uн / Iн, включенный последовательно с нитью накала 100*(2/(1+1,05))^2*1,05 = 99,9%
Вариант №3 еще ограничивает бросок тока до приемлемой величины.
С уважением.
Алексей Бурцев