Поиск:
 

ГУ-72


Datasheet
В триоде


 (41 Кб)
В триоде от Васянина


 (163 Кб)


Пример усилителя



Врачи запретили напрягать зрение,поэтому последнее время напрягаю слух.Закончил новый (в старой идеологии) усилитель на ГМ-70, используя его драйвер отслушал различные лампы на выходных трансах с Ra=5кОм и 3кОм.Трансы большие и неплохие по параметрам,первоначально 5кОм предназначался для 300В а 3кОм-для ГУ-80.Слушал 6С33С,6С19П,ГМ-5Б и ГУ-72.Прослушивание 6С33С утвердило меня во мнении что ее место в стабилизаторе.6С19П звучит очень хорошо но на мой взгляд слишком бестелесно,возможно моя акустика для нее мало подходит.Смысл разобраться с этой лампой определенно есть.Мои симпатии на стороне высоковольтных ламп.И ГМ-5Б и ГУ-72 звучат очень хорошо,но мне больше понравилась ГУ-72,особенно на малых уровнях громкости у нее неоспоримое преимущество перед ГМ-5Б и тем более перед ГМ-70.Если будете критиковать-прошу учесть что источники питания сделаны по всем правилам,режимы ламп выбранны корректно.
Да,по поводу демпфирования,для ГМ -70 альфа больше 4–5 мне кажеться тупиком,амплитуда тока мала для прокачки паразитных емкостей выходника,это прекрасно слышно.


Раскачка от SRPP на 6С45П с трансформатором 1:1,6, питание драйвера-440В,смещение 3,2В.Питание ГУ-72 550В, ток 160ма(с учетом зкранной сетки,соединенной с анодом),накал переменным током,анодное выпрямленно 5Ц8С(аноды запараллелены) со средней точкой.Кондеры пленочные и бумажные по 500мКф на канал.Лучше звучание на 5кОм.Транс на Ш32х80,первичка 3000 витков ПЭВТ-0,41.Вторичку не помню,надо архив поднять.К сожалению пока не доставили мне «секретную» лампу-макет позволит сравнить ее с ГУ-72
С уважением!
Александр Rezvoy


На здоровенный анод ГУ72 надо здоровенную плюху-пружину из бериллиевой бронзы и фторопластовый колпак.
Шалин


На аноде было 78–80 Вт -не грелась докрасна. Анодный колпак у меня для нее родной,с пружинами,а вот фторопластовый гриб получается здоровый и легкосъемный.Буду клетку для нее делать.
У 72й вывод диаметром около 25мм и он составляет единое целое с металлическим выводом анода диаметром около 60–50 мм.Иногда на этот вывод ставиться радиатор.У ГМИ стандартный проволочный вывод диаметром 2,5мм.
Rezvoy


 (100 Кб) ГУ-72 и ГМИ-11


В вашем случае я бы порекомендовал лампу ГУ72 с естественным охлаждением и мощностью анода до 85Вт. В триодном включении она имеет примерно следующие данные: u = 6.5, Ri = 400 – 600 Ом, максимальное постоянное анодное напряжение(без опасности точечного пробоя второй сетки) – не менее 500В. По конструкции электродной системы эта лампа является такоим же камерным тетродом, что и ГУ74, полностью реализуя принцип эквипотенциальных поверхностей в циллиндрической электродной системе. Характеристики такого «триода» очень линейны и при выходной мощности в 20Вт искажения не превышают 3–4%.
Собственно, большинство ГМ70-монстровых усилков ради этого и делаются.:-)
Ну, а мне вооще более всего симпатичны генераторные лападки косвенного накала с большой эмиссионной способностью типа ГУ64,
ГУ72, ГУ108 и ГМ5. Эх, если б последние не обдувать...
С уважением, ADV



ГУ74 пробовал и в триоде и в тетроде, ГУ108 и ГС43(но это совсем не ГУ43). Хорошие это все лампы, жаль только, что дуть на них нужно очень сильно, в особенности на ГС43 и ГУ74.
Очень хороши, особенно в триодном включении, радиальные камерные тетроды типов ГУ64 и ГУ72 с естественным охлаждением.
ГУ72, к примеру, позволяет в однотакте триодом получить очень чистые 35Вт. При этом искажения такого каскада достаточно низки, а звук чистый, динамичный и прозрачный.
С уважением, ADV


А какой смысл делать на таких лампадах аматерские конструкции?
Смысл в простой схемотехнике и качественных трансах.Ну и,разумеется,в источнике питания. А ГУ-72 лампа очень непростая,зато звучит намного приятнее чем ГМ-70.Мнение субъективное.
С уважением!
Александр Rezvoy


Насчет ГУ72 и ГМИ11. С первыми из них я достаточно много работал, как в триодном включении, так и в тетродном. Картина совершенно соответствует таковой для 6L6-подобных ламп. В тетродном двухтактнике звук очень точный, «честный», с высочайшим разрешением. В триодном включении эти качества в заметной степени уходят, с подменой мягостью, вальяжностью, и меньшим вниманием к деталям.
Lynx


Да, лампа очень линейная, в однотактнике при выходной мощности около 20Вт искажения в основном были представлены искажениями драйвера. При работе с ней я изначально предполагал возможность высокого питания, поэтому набирал электролиты фильтра по три последовательно 350-вольтовых .
Lynx


С ГУ72 интима в меру. Хорошая лампа.
Сергей Z


Лимонка в стакане (ГУ-72) прекрасная лампа. Драйвер нужен с хорошим током -30мА в моем случае. Тогда звучит просто волшебно. Но греется здорово. Вариант безопасного оформления на какой-то ветке я давал.
Да пожалуйста! Я и ГМ-70 раскачивал по гальванике. ПРосто я, во-первых, не считаю трансформаторную связь чем-то предосудительным, а во-вторых ГУ-72 выходит на режим минут 20. Это следует учесть при проектировании, дабы не загнать в разнос. Питание первого каскада придется стабилизировать.
Rezvoy


У ГУ-72 никогда не было распыляемого геттера. Пятна у цоколя, похожие на геттер, появляются после работы лампочки, причём достаточно долго, это что-то из накала распыляется. Сем геттер, в виде титановой таблетки, расположен внутри лампы под анодом и крепится на макушке второй сетки.
Васянин Сергей


4 К лучше и по мнению Васянина. И Резвого. И моему тоже.
Сергей Z


из опыта работы с ГУ72. Делал усилители на ней дважды, оба – в триодном включении, один – однотактный, другой двухтактный. Лампа ОЧЕНЬ хорошая, достаточно проста в применении и дает великолепный звук. Из особенностей работы с ними – оптимальное сопротивление нагрузки – 3.5...4.5ком, напряжение на аноде – 600...650В, ток покоя – 100...120мА.
Вторую сетку подключаем к аноду через небольшой резистор, чем меньше, тем лучше, но тут надо помнить, что при непосредственном соединении могут возникнуть проблемы либо с ВЧ-самовозбудом (контролировать – обязательно!), либо с тепловой перегрузкой второй сетки у некоторых экземпляров ламп, у которых струны сетки расположены по каким-либо причинам не точно напротив выступов внутренней поверхности анода.
Сопротивление утечки в цепи первой сетки при фиксированном смещении не следует выбирать более 100кОм – возможен саморазогрев лампы и выход из строя как за счет выделения газов из перегретого анода и электролиза стекла, так и за счет локальных проплавлений анода.
Накал лучше включать не сразу 26В, а ступенями, первая – порядка 7...10В. Это существенно увеличивает срок службы лампы.
Сергей, думаю, что 600...650В будет более привлекательным режимом. Линейность в нем повыше. для однотактника это хороший «бонус».
Лёша, попробуй питание немного повыше, вольт на 100. У меня в двухтактнике было ограничение наличествовавшим силовым трансом.
Lynx


У меня в PP тоже анодник ограничивал питание 450 (или 470в, не помню), и я слышал усь Сергея Васянина, поэтому могу точно сказать,
что меньше пятисот вольт на аноде не лучший вариант. Если память
не изменяет у Сергея 560в на аноде. Не знаю про 650в., но уже при 560в
звучит очень классно!
У меня анод-анод 8КОм и ток 110мА. Вообщем очень корелирует со всем
вышеизложенным.
Что касается резистора между анодом и второй сеткой. Все, что Дмитрий
написал абсолютная истина, но без него намного лучше. Три недели
мучительных колебаний, но Сергей Васянин меня «уломал» и я рискнул,
выкинул резистор. Действительно лучше. У меня не было проблем с
генерацией, у Сергея тоже. Хотя не совсем. Сначала я просто закоротил
этот резистор кусочком провода, на осце полный порядок, но на муз.
сигнале (не на любом) появлялась резкость, не присущая данной записи.
Выкусил резистор, все стало в порядке. Даже такой маленький контурок
был причиной «подсвистывания». Все-таки осторожней со второй сеткой!
Дим, ну ты наверняка понимаешь это не для тебя, а будущим освоителям ГУ72:-).
С уважением, Юра Uri