Поиск:
 

ГУ-50


Datasheet1 Datasheet2
ВАХи из журнала Радио
Триод из подручных материалов, Класс А, Октябрь 1997


В давние-стародавние времена захотелось мне сделать усилитель для сцены, скромненько, ватт на 100–120.
Вроде бы должна подойти ГУ-50 в пушпуле АВ1.
Но ВАХ в справочнике Гурлева-62 ну очень мне не понравилась (см. вложение 1.)
 (30 Кб)
Посудите сами:
1. Всё кривое. Рекомендуется только для передатчиков.
2. Характеристик для больших смещений нет, режим АВ не посчитать.
3. Кривая допустимой мощности – и та нарисована неточно.
Вывод – надо искать другую лампу. Это при советском дефиците! (Строчные лампы не применял, не доверял им). Отложил решение вопроса.


Случайно мне попалась книга Агафонова (тоже 62 года) по расчёту передатчиков. И там увидел очень редкую ВАХ на мою ГУ-50 (анодно-сеточные характеристики – АСХ). Редкость её в том, что на ней даны АСХ для одного Uc 2? при разных Ua (обычно бывает наоборот).
А такая ВАХ годится для построения АНОДНОЙ характеристики, по которой и необходимо вести расчёт.
Снял светокопию с этой страницы, и вручную построил требуемую ВАХ. По ней и провёл расчёт уся, отмакетил, всё сошлось!
Сейчас повторил это построение, но уже на компе, в пэйнте. Полегче, однако! (Вложение 2).
 (98 Кб)
Смотрите, какой красивый пентодик! А Гурлева с тех пор не люблю и не доверяю.
Пермяк


 (32 Кб) «Алюминиевые шляпы»
Эти две лампы родственны по конструкции, но совершенно различны по назначению. ГУ-50 – широко известный лучевой тетрод для выходных каскадов радиопередатчиков, который «умельцы» издавна используют и для аудио. 12С3С – маломощный триод СВЧ диапазона. Их роднит наружная алюминиевая арматура и ввинчивающаяся в нее пластмассовая рукоятка, служащая для извлечения лампы из панели-гнезда.
Но фото: 12C3C, ГУ-50.




В бытность ламповым адептом, я собирал несколько вариантов усилителей на ГУ50, как однотактных, так и двухтактных, в т.ч. в триодном включении. Об этих усилителях у меня остались самые приятные впечатления.
Лампа очень надежная, в триодном режиме легко терпит анодное напряжение до 550в, рассеивая при этом до 45Вт(анод + 2-я сетка).В подобном усилителе выходная мощность(класс А1) составляла ок. 20Вт при сроке службы ламп более нескольких лет.
Звук при применении ГУ50 точный и динамичный, возможно несколько резковатый, но не визгливый и легко даст фору тем же 6550.
Практически не «фонит», поскольку подогреватель истинно бифилярной намотки.


Вообще, ГУ50, или, по-старому, П-50, создана по образу и подобию и технической документации лампы LS50 фирмы Telefunken, секретной разработки
1936 – 1938 гг для нужд армейской связи в коротковолновом диапазоне.
Советский вариант отличался от оригинала золочением первой и второй сеток, формой баллона и применением для подогревателя сплава вольфрам-рений вместо чистого вольфрама, что увеличило гарантированную наработку до 1000 часов против 500 у LS50.


Лампы 6550 уменя бывали самые разные,но два основных типа,- это светлановские 6550C (2000г.выпуска) и Tung Sol? (1963г. выпуска).
Звук от ГУ50 более деликатный, лучше проработаны детали и, главное, отлично передается «воздух» и объем, даже при работе с небольшими АС. На этом фоне 6550 смотрятся (точнее, слушаются) более фундаментальными, но грубыми и тяжеловесными, без прозрачности, присущей звучанию серии LS50 / ГУ50.
Макетный усилитель был двухкаскадным, 1-й каскад – фазоинвертор в виде дифференциального каскада на ECC88 (Siemens) c источником тока на EF180
(Valvo), второй – оконечный, на указанных мощных лампах с фиксированным смещением (эксперименты проводились для пентодного и триодного включений с соответствующим выбором коэффициента трансформации выходного транса).


Lynx



Собирал на ГУ-50 два варианта однотактника:
1)Манакова
2)Брусникина(Лофтин-Уайт)


Обе схемы есть на сайте: www.metaleater.narod.ru


Звук, имхо, проигрывает чисто звуковым триодам(или 6П7С,6П45С в триоде).
Особенно в 2).
Но по соотношению мощность\цена или звучание\цена лампе ГУ-50 просто нет равных!


С уважением, Торопкин


Народ, вы что зациклились на высоких напряжениях? Для лампы в первую очередь важен анодный ток. И вы хоть представляете себе сколько рассеивает на себе лампа с Uа=700В и Iа=120ма? 84 Вт!!! А допустимая мощность рассеивания анода этой лампы? Я сомневаюсь, что это может положительно сказаться на звуке. К тому же в недавнем прошлом я собирал SE на ГУ-50 в классе А с Uа=250В и Iа=120ма. Лампа отлично себя чувствовала как по электрическим параметрам, так и по звуковым. А ведь в справочнике у нее указано Uаmax=1000В, Iamax=150ма, Pamax=40Вт. Но если включить ее на такие режимы, то Pa=150Вт.
Загнется лампа через пару дней с такими режимами.
А вот если вам нужна большая мощность, то надо собирать или PP или вводить в другой класс работы, например AB. А можно и то и другое сразу. Только для ВЧ и особенно для СЧ самым лучшим все же таки будет класс А.


Вот поэтому старые насквозь военные ГУ50 работают без таких лавинообразных разносов вплоть до темномалинового цвета и перегрева, но не сгорают.....
Бурцев


Не надо качать ГУ50 в пентоде 6Н8С. По звуку это не самое благоприятное сочетание. Удачнее всего раскачать 6С4П, 6С3П. Попробуйте.
И не надо будет городить второй каскад.
Шалин


гу-50 в триодном включении вполне съедобна!
Сергеев Сергей


ГУ50 отлично работает в двухтактном АВ2 в пентодном включении, позволяя получить пиковый ток анода до 420...480мА при напряжении на аноде 100..120В, т.е. существенно увеличить выходную мощность каскада при питании от напряжений 400...500В за счет снижения сопротивления нагрузки каскада.
Золоченые сетки ставились не во все ГУ50, мне попадались экземпляры с сетками без золочения.
В триодном включении вполне реально увеличить КПД каскада и выходную мощность. Изменение вида характеристик на «пентодный» происходит при Uc 1? более 12...15В. Но следует учесть, что ток 1-й сетки у ГУ50 может составлять до 30мА при напряжении +20В.
Ульяновские мне тоже попадались только золочеными. Но вот, например, рязанские, 1980года – без содержания золота.
Lynx


Снимал лет восемь назад хар. по второй сетке у ГУ50, может быть кому интересно: анодное 400в, первая сетка под минусом но сколько не помню, а записях не осталось, ток анода 2мА – крутизна по второй сетке 0.5 мА/В; 5мА – 0.55мА/В; 10мА -0.7мА/В; 50мА – 1.06мА/В; 80мА – 1.2мА/В. Неплохо но сильно радоваться нечему.
У лучевых тетродов линейность наверное лучше чем у пентодов, а строчные телевизионные ИМХО вообще без равных при большей крутизне, а току жрут меньше.
thickman


Выходная лампа ГУ-50 включена с фиксированным смещением в триодном включении. Вторая и третья сетка соединены с анодом для снижения внутреннего сопротивления лампы, как рекомендовал А.Резвой.
Сергеев Сергей


Лучше соеденить у ГУ50 третую сетку с землой (и не с анодом)..., будет стабильнее (так рекомендовано для LS50).
Andreas


Часто мне попадались в аппаратуре варианты с гу50, когда контакт 7 ножки вообще удален из панельки! Это-фирменное, не сами дорабатывали.
И в телевизорах Т2, фе852 и фе854 (немцах) также не было контакта 7 ножки. Думаю, не зря! Делал усь с «подвешенными» 7 ножками – проблем не было никаких.
ХРЮН


Сравнивал в некотором приближении ГУ50 и КТ88 (Светлана) в двухтакте без ООС. По моим слуховым впечатлениям ГУ50 оказалась предпочтительней. Режим был 400 в, 100 ма, Ra-a = 16 ком. Транс нетривиальный, конечно, но тем не менее.
Обе в триоде.
Отличие в звучании, имхо, обусловлено несколько разным материалом изготовления катодов этих ламп, я-то сравнивал их в одном каскаде, в одном усилителе, с одним и тем же окружением. КТ88 разве что выглядели посолиднее. Звучание ГУ50 было немного яснее, чище, динамичнее, утончённее.
Вообще, лампы с анодами из пентаметалла – 6С19П, ГУ50, ГМИ11, ГУ17 и др. – звучат именно с таким звуковым почерком.
Шалин


Никогда не верил, что ГУ50 хорошо звучит. Чисто из спортивного интереса взял мешок старых с плесенью гушек (NOS из подвала), и на скорую руку воткнул в макет. Был настолько удивлён, что даже слов нет. Самое интересное, что звук не особо зависит от тока покоя. При анодном 400–450V в пределах тока покоя 60–120 мА звук особенно не меняется. Приличная мощность, отлично контролирует компресионные динамики. При том твз совсем обычный, около 4К, железо Ш32х40, прокладка один слой принтерной бумаги (около 0,12 mm). Не сдержался и полез на чердак искать старые МАС-10 или какие там с 10гд-30е и 3гд31, которые знаменитые бубнением. Результат превысил ожидание, даже эти колонки возможно слушать!
Вывод один – китайская 300B отдыхает
Только один недостаток – греется так, что можно яишницу жарить на балоне
Arturas-M


Я тоже заморачивался с ногой №7, но так и не услышал разницы. Кажется подвесил ее в воздухе, теперь уже и не помню Звучит лампа очень хорошо. Только прогрев нужен приличный минут 30–40 Это немного огорчает... Первые 10 минут слушать усилитель вообще не возможно...
Раскачивает у меня совсем не «ламповую» акустику CANTON ERGO 302
Andrey Z?.S.