Поиск:
 
Это старая версия AudioDB/БазаПрактики/Усиление/Лампы/Алфавит/ГМ/ГМ57 за 2011-10-18 11:16:21..

МС-3 она же М-457 она же ГМ-57 она же УБ-180


 (42 Кб)| (97 Кб)
ГМ-57|УБ-180 40-х годов

А еще были с циллиндрическим баллоном вместо «кобры». Лично держал в руках
Lynx


 (88 Кб)
 (75 Кб)


«Справочная книжка радиолюбителя» под ред. В.И.Шумшарина 1952 г.
 (122 Кб)


Datasheet УБ-180


Вот измеренные мной значения.
Соответственно при расчёте нужно брать не как не меньше 130 пФ
 (39 Кб)
Шевелёв Денис



В СССР была в свое время мощная лампа, не уступающая ничем 300В. Называлась она сначала МС-3, затем М-457, потом ГМ57 и наконец приобрела вполне бытовую маркировку – УБ180. Прямой накал, оксидное покрытие катода, Uн=4 В, Iн=2,1 А, мощность на аноде 50 Вт, Мю = 9 и Ri=1,6 кОм. Характеристики на Рис.1.
 (26 Кб)


Никому не советую пробовать ГМ57 в звуке, поскольку после неё невозможно ничего слушать. Я лично пару месяцев отходил.
У меня на ней собран макет – один канал. Второго нет, потому что и лампы второй нет. Буду ли я слушать моно – вопрос...
УБ180 делала «Светлана». Дима Андронников говорил мне, что у них другой баллон. Я их в глаза ни разу не видел.
Шалин


Ну а режимы какие?
Я помню, они у тебя были на 650 вольт анодного.


Я бы им дал 800 вольт, 62 ма, -80 смещение.
Тогда трансик на 10 ком им был бы очень к лицу


Сергей, не получится у вас использовать ГМ57 ниже указанного мной режима.
Дело в том, что лампа эта высоковольтная и превращать её в 300В не стОит.
Например, если загнать её в режим 450 в, 100 ма, то на сетке будет всего лишь -33 в. Соответственно, мощность, с неё снимаемая, окажется очень маленькой, а накал придётся выпрямлять, поскольку он будет здорово фонить.


Лучше итальянские конденсаторы использовать по назначению: поставить друг на друга, зашунтировав резисторами, и они смогут вытерпеть уже 900 в. Вот и применить вполне щадящий для ГМ57 режим: 800 в, 62 ма, -81 в на сетке. Тогда на нагрузке 9,56 ком можно получить 15,8 вт выходной мощности.


Да и звук будет получше


Она терпит 1500 в на аноде, Pa = 50 вт, прямой накал 4 в, 2,1 А.
Размером она как ГМ70, даже чуть больше в диаметре.


Шалин


Будет стоять, никуда не денется! 800 в, 62 ма я включал, несколько дней гонял – и ничего.
Шалин


Вообще из всех выходных ламп, с которыми мне так или иначе приходилось работать верхнюю строчку рейтинга занимает ГМ57, она же УБ180. Другие приборы имхо явно отстают, в т.ч. родные WE300B (1938г) и вайшевские VV52.
а вот из экранированных ламп семейство 6L6 имхо одно из наиболее удачных. Особенно последние версии с увеличенной мощностью анода (типа 6L6GC)
Lynx


Ты абсолютно прав:


1. ГМ57 (М457, УБ180)
2. УО186


Потом – огро-о-омный отрыв...


Но и между первой и второй позицией отрыв неслабый.
Шалин


Ага именно так. Причем меня очень приколол отрыв от «легендарных» WE300B. Я уже не говорю про всякий новодел...
Получается структура «самого-самого» усилителя ТО141 – УО186 – ГМ57
Lynx


РЕЖИМ PP КЛАСС «А» Uн=4V,Iн=4A,Uа=500V,Uсм=-35V,Двойная амплитуда
между управляющими сетками =70 V,Iпокоя=200ма,Rа=8000 ом,
Pвых=12W,Kг=3%,Работа с фиксир,смещ.


второй режим, пишу то что изменилось, Uа=600 U, -50,100U,160МА,10000 ОМ,19W,3%
ПО КНИГИ «СПРАВОЧНИК РАДИОЛЮБИТЕЛЯ 1962 ПОД РЕДАКЦИЕЙ Р.М.ТЕРЕЩУК
ВВС


К сожалению, борьба с фоном прямонакалов убивает и сам звук
Поэтому хороши те прямонакалы, что при малом напряжении накала имеют большое смещение практически не фонят, например, УБ180.
Шалин


Кстати, это не совсем ГМ-57, у нее и анод и цоколь побольше и сама она крупнее.
Tommy


понятиями надежности и долговечности пренебрегать не следует и категорически НЕ превышать ЛЮБЫЕ предельные режимы, указанные в паспорте приборов (на это я обращаю внимание нынешних владельцев ГМ57, иначе в довольно короткий срок они могут перестать быть таковыми, тем более, что катод с металлическим бариевым покрытием травится еще быстрее, чем оксидный).
Lynx


Рабочая температура Бариевого катода ниже, чем у Оксидного, соответственно и срок службы, чуть больше. Еще одной особенностью Бариевого катода, является устойчивость к кратковременным перегревам, допускают двойное напряжение накала.
Александр Васильевич


Да, в этом смысле он ближе к вольфрамовым/танталовым катодам, но вот к остаточным газам он более чувствителен, особенно к кислороду и азоту, которые достаточно активно могут выделяться из стекла при повышенной температуре баллона и при высокой напряженности поля в стекле в районе анодного вывода.
Lynx


Да, оксидно-бариевый. Двухсоткратно отожжённый
Шалин


Откровение на откровении. В 1998 году я делал усилитель (L-W) на AD1 (Valvo, 1948) и как-то довелось сравнить оный c аналогичным на 6С4С... AD1 в количестве 3 шт были проданы через неделю. Собственно, я услышал все с точностью до наоборот... Про УО186 и ГМ 57 вообще говорить не приходится. Этит лампы не оставляли AD1 ни одного шанса.
Хотя, конечно, в тех усилителях не было высохших электролитов и сетевых трансов с рассыпавшейся изоляцией.
Lynx


Практически настроил усь. Небольшой отчет


Накал у ГМ-57 довольно несимметричный. Процентов на 15 пришлось центр смещать. Переменку на выходе 50Гц удалось убрать практически в ноль, а вот на 100Гц остается 5мВ. Регулировка сохраняется в диапазоне сетевого напряжения где-то 210–225В. Покатит.


Вчера дали в сети 235В и я немного отжег. Пару часов поработал с анодным 800В и током 70мА. Полет нормальный. Тогда со спокойной совестью оставляю для 220В рабочую точку 760В, 62,5мА.


Лампы оказались довольно одинаковыми. На первой сетке -69,5В, на второй -70В при одинаковых (с той же точностью) токах анода.


Получил ровно 15Вт до начала ограничения при напряжении на входе 0,6В амп. (входной транс-регулятор 1:2).


В сеточные токи залезть не удалось. Видать не та лампа. Драйвер на 6Ж43П с током 25мА и трансом 1:1,4 смог нормально залезть только на 2–3В в положительное напряжение на сетке. Он правда и на 20В у меня залазил, но искажения (клиппинг) при этом сильные.


Практика подтвердила теорию. Действительно при 10к анодной нагрузки в моей рабочей точке клиппинг верха и низа наступает одновременно. Тут настройка не понадобилась.
На нагрузке 10к Кус каскада на ГМ-57 составляет 7,3. Все таки 57-я немного более КУСная чем УБ-180 из справочника.
Eugen 3 B?


Где-то в каких-то старых источниках читал: ультрамариновое (вот оно какое оказывается, а вовсе не синее!) свечение прямонакальных ламп по объёму баллона не является признаком их непригодности...
От себя добавлю, что у меня многие прямонакалы светились : и 6С4С, и 300В, и УО186, и 2А3, но ни разу это свечение не было связано с дефектом лампы. Чем выше напряжение, тем сильнее свечение. Например, УО186 при 350 в синим блеском не пугает, а при 400 в – уже вовсю «ультрамаринит» – и ничего!
Шалин


Точнее не совсем так, есть комплект «УСУ-7». В нём УО-186 – драйвер выходного каскада на УБ-180
Константин


Действительно, я некоторое время применял 6Ф5М и 6Ф5, в частности в УМ Loftin-White в парах с 300В и ГМ57, а также в корректорах во входном каскаде.
Для первого каскада корректора лампа имеет слишком высокое внутреннее сопротивление, что приводит а)к повышенному шуму,
б)малой перегрузочной способности каскада. В результате звук заметно проще и грязнее, чем, например, у 6SL7(6Н9С).Шум корректора также прослушивается гораздо явственнее. Кроме того, частота перегиба спектральной плотности шумов мерцания для этой лампы также весьма высока, что хорошо слышно именно в корректоре, где требуется высокое усиление на НЧ.
В мощнике проблема с шумами не так принципиальна и лампочка 6Ф5 с ее u = 100 очень недурственно смотрится именно в двухкаскадных усях. Кстати, очень похожа на нее по звуку более широкоизвестная лампа 6Г2, параметры триодной части которой практически такие же.
На мой вкус самое лучшее сочетание было с ГМ57 (УБ180) и с УО186. Правда, опять же из-за высокого Ri (ок 55кОм, образующего ФНЧ со входной динамической емкостью мощного триода), звучание всех вариантов усилков отличалось излишней мягкостью при отличной детальности и общей «ровности».
С уважением, ADV.


300В WE глубоко и сугубо отдыхают в сравнении с ГМ57. Это моё личное ИМХО и никому его не навязываю. Но вообще эти лампы даже сравнивать некорректно: ГМ57 втрое больше по объёму баллона и вдвое больше по электродной системе. Где-то говорил уже, но повторю: ГМ57, ИМХО, ЛУЧШАЯ лампа из хоть сколько-то доступного.
Накал 4 в, 2,1 А, который практически не фонит.
Анодное, кстати, может быть до 1500 в. Но оптимально – 720–750 вольт.
Но главное звук: у ГМ57 он лёгкий, быстрый, холодный, глубокий...
RCA845 (и 813, и ГМ70, и ГК71 и пр.) так звучать не может.
Шалин


Но, Алексей, вероятно УБ-180 должна быть лучше, кстати она сама и электродная система у нее примерно в 1,5 раза больше. Пока нет возможности сравнить
У меня УБ-180 38–41гг. светлановские, а ГМ-57 – 56–58гг. новосибирские.
Tommy


Владимир, я, увы, не слушал УБ180 – не попадались.
Если они ещё лучше – очень хорошо
Дима Андронников слушал именно УБ180 и мнения о них самого высокого.
Шалин


Из тех, с которыми довелось лично работать: УО186, ГМ57, Г837, ГМ70, 845, 811, 572, 2А3, ГУ72, ГС43 и др.
Вообще «линейность» лампы – понятие условное. очень многое зависит от выбранного режима. Можно ту же трехсотку поставить в такой режим, что ее характеристики будут куда более кривыми, чем у 6L6 в триоде
Существенен и вид нелинейности по отношению к схеме применения ламп. Например, равномерно сходящиеся характеристики (т.е. ламп с линейной или близкой к таковой первой производной крутизны по току анода) очень хороши для постоения двухтактных усилителей, в то же время в однотакте такие лампы будут работать несколько хуже.
Значительную роль оказывают и требования к драйверу. Довольно часто встречаешься с ситуацией, что искажения, вносимые драйвером больше искажений выходного каскада.
Поэтому абстрактная «линейнось» сама по себе не является показателем.
К слову, именно по «абстрактной» линейности, мне не встречалось ламп лучше, чем ГМ57/М457/УБ180...
Lynx


В общем, в сложном-крайнем случае берем 2A3–40 (40Вт на аноде, 2.5В накал) от JJ и все в порядке — и звук отличный и накал простой
victorvvo


Есть только один минус у лампы ГМ57: к ней очень сложно подобрать драйвер.
Найти настолько же нейтральный, ровный по тембру, «прозрачный» драйвер я лично пока так и не смог. Ближе всего ГИ3, но у неё смехотворное усиление
Шалин


Спасибо инжинерам создавшим ГМ-57! Наконец закончил первый вариант (макет) усилителя на 57 – я такого звука не слышал, хотя имел опыт общения с 211, 300в, 45, 50 итд. Звук действительно потрясает!
Раскачиваю мю-каскадом на 76 триоде и 6Ж52П. Вполне хватает.
Долго думал, по поводу схемы, трансов итд и решил начать естественно с последующим апгрейдом. Питание – 620 вольт, кенотрон ЕУУ13 (немец), СLC фильтр, первый кондер – КБГ-МН 6мкф, дроссель мотал сам на ОСМ-0,1 – 2000 витков 0,39, последующий кондер – 30мкф Дж. Електрик (масло). Выходники на ОСМ 0,25 (порядка 7кОм) хотя мотаю на немецком железе новые. Накал постоянным напр. через CLC фильтр. Катодный резистор – 1к1 х 50ватт плюс БГ 100мкф х 100вольт – падение напряжения – 50,5 на одной лампе и 51 вольт на другой. Проходной кондер – ФТ 0,22 на 600вольт думаю поробовать ССГ 0,2 мкф. Сам усил включен через предварительный усилитель на ЕСС40.
Остается небольшой низкочастотный фон, я считаю что надо увеличить емкости кондеров фильтрующих накал до 10000 (сечас стоят 4700). Стоит повозиться с драйверными лампами поискать лучшую из близких к 76 – например – 27, 56 итд. Думаю попробовать прямойнакал, есть несколько РЕ084, 26, 30. Вообщем для работы непочатый край – буду держать в курсе.
Звук действительно завораживает. Второй день слушаю свои диски которые изучил вдоль и поперек, но..... вообщем нет слов. Великая лампа!!! 300в причем Вестерн близко не стоит.
Наверное самое главное – краеугольный камень – звучание! Восхитила меня в первую очередь динамика! Ну очень живой и быстрый звук, бас глубокий, приятный и чувствуется огромный потенциал. Хочеться прибавлять и прибавлять звук, который абсолютно не угнетает. Уши не устают да и выключать не хочется. Я не устраивал официального прослушивания (будет после) но первыми слушателями были супруга и мама – однозначно отметили, что это моя лучшая работа.
Постоянный накал убрал – разница не чувствуется, завтра верну обратно, но прибавлю емкости (нашел две банки по 32000).
ананас


Лампы все же сильно разные.
1. Крутизна у УБ-180 – 8,5 ма/в
2. Размер анода у УБ-180 примерно в 1,5 раза больше, материал совсем другой
3. Самое главное – катод у УБ-180 бариевый, а у ГМ-57 оксидный, это все же две большие разницы, поскольку эффективность бариевого катода намного выше
Tommy


От себя могу сказать, что в силу высочайшей линейности звучание ГМ57 холодное, ясное, неокрашенное, глубокое, тонкое, абсолютно нейтральное. Несколько похожа на неё лампа ЕС360, но ГМ57 всё равно существенно лучше
Шалин


А о торированных катодах на ГМ-57,ведь это бред несусветный, ГМ-57
при таком котоде, должна гореть, как ГМ-70. А бариевый катод,он еще бледнее, чем оксидный, он только из одного редкоземельного(напыление) металла-бария,а оксидные из трех.Все двух-вольтовые лампочки делали
бариевыми(для войны),они не боятся перекала.
vkonov