Поиск:
 

 Спасибо, как они ведут себя в реальности в звуке? Я вычитал


Привет!
Я пользовал эту лампу.Очень приличная по звуку,но есть некоторые особенности.Она делает звук несколько ярким,но не могу назвать это недостатком.Происходит это,ИМХО,изза присутствия в спектре сигнала низкоуровневых(-100...-120Дб)гармоник высоких порядков,вплоть до 20й.Этой лампочкой качалась и 300В,и ГМ-70.


Ua=250V,Ia=25ma,Ucm=-20v


4П1Л – обычная керамическая локтальная панелька. Один раз увидишь – не спутаешь. На базарах ищи. На Буженинове нету. Стоят как и обычные октальные, кому они нужны...


Несколько слов о 4П1Л. Возможно, мне такая партия попалась... у всех ламп «средний» вывод катода несимметричный. В пушпульном включении можно без катодного потенциометра еще можно жить, а в однотактном каскаде – либо потенциометр, либо накал постоянным током (что я и сделал).
Хотя инструментально у лампы красивые кривые на малых токах и напряжениях, включение первой лампы с током 3, потом 6 мА ничего хорошего не дало. Хреново она играла. Потому – меньше 15мА ей давать нельзя. Ничего, не перегреется.
Клаус


В услилителях от Золотой Середины
Применяемые лампы (один канал) -
2*4П1Л+Interstage+300B+2*6Д22С


Тут продолжаю насиловать Проект Верблюд (4П1Л – 4П1Л – 2*6С4С). По части
накала 4П1Л. Что вырисовывается (моно режим).


1. Нестабилизированный накальный выпрямитель 2V на быстрых диодах (CRCRC
примерно 50.000 мкФ в сумме) от обмоток общего транса. Смещение первой лампы
батарейкой в сетке.
Результат – На макете пролезает много помех (ВЧ треск). Собственно звук, как
ни странно, лучший из всех вариантов.
2. Внешние суперстабилизированный накал постоянкой 4V (БП от Клаускорректора
II + RC балласт).
Результат – Треска нет. Добавляется слабый фон, несущественный на уровне
фона выходного каскада. Звук какой-то придавленный сверху, зажатый.
3. Накалы от SLA батарей с гасящим резистором, смещение батарейкой. Все
очень даже неплохо, но если сравнить с вариантом 1 – все равно звук зажат.
4. Накалы от SLA батарей, смещение 1 лампы током накала на безродном
резисторе (по Гиперпотаму) – хуже, чем 3. Сложно сказать, чем хуже. Чем 3.
5. То же на проволочном резисторе – как 3.
6. Накал переменкой от общего транса, симметрирование проволочным
потенциометром (средняя точка катода не используется) – как ни крути, фон
пролезает неприемлемый.
7. Накал переменкой, без потенциометра, со средней точкой катода на земле -
неприемлемый фон. Несимметричная она, «средняя».


Резюме – Только постоянкой, только 2V (половинки катода в параллель). Надо
попробовать отдельные накальные трансы. Поиск продолжается.


Кстати, в ФИДО проскочило мнение – 4П1Л и 6П23П очень близкие родственники, разве что напряжение накала разное. Сам не проверял.


По звуку в трансформаторном драйвере разные.
Это был не мой драйвер но для ГМ-70,в ходе экспериментов были отслушаны 4П1Л,6П23П и 6П21С с одним и тем же трансформаторм с индуктивностью первички 40Гн.Мне понравилась 4П1Л,хотя сам усилитель не понравился вовсе.Трансформатор имел обмотку для ушей – с ними я и сравнивал звучание.
Rezvoy


Родственники, но не очень близкие. И по звуку разные. 4П1Л – «фактурная» лампа, 6П23П более динамичная, басовитая, но менее детальная.


Вообще 4П1Л моя любимая лампа, прекрасный звук.
У меня выбор переходных ёмкостей, но лучшие результаты с ССГ,
может поэтому и не занимаюсь межкаскадниками.
И заказ для спальни был, год назад, надо же какие одинаковые мысли!!!!
Думаю, наверно возрастёт цена на 4П1Л.
Пронин


Если характеристики от Васянина верны то в точке 240В 32мА Ri=1330 Ом. По моим расчетам и ощущениям от прослушивания-1300–1500 Ом(третья сетка на анод).


Для триодного включения 4П1Л – 160–200 в в аноде, 20–25 ма ток
Шалин


Сообщение от Rezvoy
Андрей,хочу обратить Ваше внимание на такую лампу как 4П1Л,по звуку она лучше 300ки(во всяком случае русской или китайской),вот только мощность всего 7,5Вт но для драйвера подойдет отлично.Правда не знаю как ее без транса включить-разве что по гальванике как в схеме что я Вам отсылал.А ее раскачать 6Н8С можно,даже через емкость будет неплохо.Если достанете такие лампы и решитесь на намотку транса,я помогу Вам его рассчитать.
С уважением!
Александр


собрал на 4п1л смещение фиксированное -18,5в, анодное 250в стабилизированное,
накал 4,1в стабилизированное,
трансы твз1–9 непеределанные,
драйвер половинка 6sn7gt zaerix с автосмещением (пока что – позже будет батарейка в сетке)
звук – 5.9, причем на мой взгляд даже получше 6с4с
Сейчас померял – нет, не обманул-таки.
Упит=250В Уа=243В Ик=30мА Ус=-18,5В, Па=7,3Вт
звук по прежнему классный, сравнил с радиолой Ригонда 102 двухтактной – явно лучше
Борода


звук – 5.9, причем на мой взгляд даже получше 6с4с


По какой шкале меряли? По пятибальной?
Да, я когда первый раз собрал, то тоже немного ошарашен был звуком.
Почему раньше, до меня, никто не публиковал? Странно, или замалчивали.
Красивая лампочка. НО, для меня она уже неинтересна, прошлое.


Сопротивление 4П1Л в триоде 1,3кила.
Первую бы поставить 1П24Б, и всё, полный прямой накал.
Попробуй по своему, должно получиться.


Пронин


8 вт на аноде в триодном включении для 4П1Л – это близкая и быстрая смерть. Я бы всё же советовал не более шести ватт.
Да никто и не спорит. Просто надо погонять её часов с тысячу, потом посмотреть не ушёл ли катодный ток. Катод у неё слабоват, что ни говори.
Шалин


У Шалина в статье интересный момент


Есть подозрение, что он хорошо «споётся» с широкополосными высочувствительными динамиками типа Fostex FE207 и пр.


Это не подозрение, а ФАКТ, подтверждаю.


Топология усилителей, конечно была слишком разной, чтобы судить об этом с полной ответственностью.


У меня топология была одинаковой. И, 4П1Л переиграла 6С4С, о чём я и писал в свое статье
Пронин


Честно говоря, я не замечал доминирования 3-й гармоники при измерениях. Она была на 10–20дБ ниже 2-й, а промерил я их достаточно много и разных годов. А радостное и светлое звучание, я думаю, получается из-за длинного (до 22-й) низкоуровнего хвоста гармоник, аналогичный спектр имеет ещё ГУ-15


У ГС-14 хвост удлинняется при больших вых. напряжениях, что наверняка скажется на изменении тонального баланса с увеличением громкости, а у 4П1Л хвост всегда длинный.


Причина «упрощённого» звучания 4П1Л может быть недофильтрации грязи в накальной цепи. Нужен выпрямитель на хороших диодах, дроссель с малым омическим сопротивлением и очень приличные кондёры – неполярные Блэк Гейты, к примеру. Этот участок схемы крайне важен.


Попробуйте запитать накалы 4П1Л от аккумуляторов – испытаете большое потрясение!
Шалин


Страно, я проблем с «разгоном» 4П1Л не видел и при 100 ком в сетке...


Недавно снимал спектры 4П1Л с межкаскадником ( бифилярным 1:1), оптимальный режим оказался 150 в на аноде и ток 20–25 ма.
Вторичка нагружена только емкостью 200 пф (анализ. спектра, В3–38,
С6–5, С1–65)
При 50 в эфф на выходе получалось -50 дб вторая и -70 третья.
И это все. Прогнал штук 20 ламп то 50-х до 70 годов выпуска.
Спектр измерялся приборами СК4–56 и Г3–102.


Пара включенных через межкаскадники ламп будут раскачивать ГМ70.


Сделаю регулировку тока до 45 ма, посмотрю как будет лучше по звуку.
Но вообще, при таком токе спектр расширяется до 7 и выше гармоники.
AlexKorotov


Пара подобранных из полусотни 4П1Л в моём случае обыгрывала 6С4С 1977 г от «Светланы»,выдавая 2,86 вт.
Две лампы играют динамичней, напористей, нежели одна. Баланс перемещается в область баса. Это и понятно.


Да и выходник проще сделать для лампы с Ri=750 ом (две 4П1Л), чем для Ri=1500 ом (одна).
Шалин


Мне этот прямой накал (в 4П1Л) столько кровушки попил….
что после этой ламопчки нет никакого желания глядеть на любые прямонакалы.
Не знаю… мож просто конкретно именно эта лампочка такая, х/з….
Хотя в коротковолновом приемнике Р-311 те же @@ только в профиль


Вообще то некоторые очень продвинутые ставят например драйвером SV572 ту же SV572.
И процесс героической борьбы с фоном чичас в самом разгаре
L0ki


Дело в том, что я перед применением какой либо лампочки, ранее мной и моими знакомыми не использовавшейся, сперва на макете смотрю её режимы и спектры. Если они меня удовлетворяют, тогда слушаю, если нет – откладываю. Так было и с 6П23П. По ВАХам вроде бы более-менее не плохая. По спектру – высшие гармоники вплоть до 25-й, причём с довольно приличным уровнем. Ожидать хорошего звука от такой лампочки на приходится, даже если грамотно приготовить. Похожая картина у 6П21С, но уровень высших гармоник гораздо меньше, и у 4П1Л – у неё они ещё меньше. Поэтому я, ДЛЯ СЕБЯ, поставил на ней крест, жирный. Уж лучше с 4П1Л повозиться, по крайней мере результат гарантирован.
Васянин Сергей


На моих лампах накал 4.2 вольта, средний вывод — на земле — по вышеупомянутой схеме. Смещение задается батарейкой. Каскад — драйвер в пентоде, коэффициент усиления == 42. На осциллографе — на на аноде — фон был на уровне с шумов, т.е. не был виден...
Общий уровень фона на выходе усилителя был 1mV, практически весь от выходного каскада.
Из 10 ламп 2шт оказались с нессиметричным накалом (ощутимо фонили), 2 жутко микрофонили. Остальные 6 — в деле
victorvvo


Звучит отлично. Смысл есть.
victorvvo


Рассеивал 8 Вт, макет работал по 8 часов несколько дней. Лампа цела, режимы в процессе не менялись. вторая сетка через 100 Ом, третья непосредственно на анод. Лампы Светлана 1958г.
Нагрузка была не совсем оптимальная – 3 кОм, маловато. Снять удалось 2,2 Вт. Оптимум я смотрел, но не вспомню точно – 4–4,5 кОм. Вторую сетку включил через резистор на всякий случай, может быть можно и без него, надо ток сетки мерить. А третья на анод дает внутреннеесопротивление ниже и на мой слух в однотактах лучше, а вот в двухтактах больше понравилось когда она на земле, правда последнее относится к ГУ-50.
Звук многообещающий, хотел даже делать с двумя в параллель, да занялся выходниками СРПП. Может ещё вернусь к ней как к усилу для чувствительных однополосников. 6С4С ей однозначно проигрывает.
Rezvoy


Мне этот прямой накал (в 4П1Л) столько кровушки попил….
что после этой ламопчки нет никакого желания глядеть на любые прямонакалы.
Не знаю… мож просто конкретно именно эта лампочка такая, х/з….
Хотя в коротковолновом приемнике Р-311 те же @@ только в профиль
LOki


КАА :Объясняю варианты накала 4П1Л постоянкой :физически ее катод похож на вытянутую букву М. Выводы -это нижние точки. Допустим, мы землим левую палочку и хотим иметь отрицательное смещение на сетке относительно катода, тогда возможны 2 варианта накаливания :
1) 0 : +2,1 :0
2) 0 : +2,1 :+4,2
Если в сетку (вторичку межкаскадного транса ) вставить минусом к сетке батарейку (источник фиксированного смещения) Х вольт, то наши цифры на нижних палочках станут меньше на х вольт.
Если заземлить серединку, то возможен только один вариант :
+2,1 :0 :+2,1
Все остальные :
-2,1 0 -2,1
0 -2,1 -4,2
приведут к появлению сеточных токов, а это нехорошо ...
Михаил К.


Достаточно быстро сдохнет личный опыт.
Лампочка в общем то неплохая, но маломощная.
И еще такой момент, лучше всего она звучит с аккумуляторным питанием накала (2,1v)
– а сделать по его по хорошему, еще та головная боль
L0ki


Если у 4П1Л в серебре есть просвет с двух сторон по сторонам,то отслужили они если и хорошо,то недолго.Отслужившая с доблестью 4П1Л в зверском режиме покрыта напылением изнутри безпросветно.
Профи


Однозначно! Звук точнее, более нейтральный, детальность идеальная. 1,5 Вт вполне хватает для домашнего прослушивания. Единственный недостаток – большое внутреннее сопротивление, требуется большая индуктивность первичной обмотки. У меня при 30 Гн первичной обмотки, на выходе 6Гц на уровне -3дБ, в принципе тоже достаточно. Сделал из любопытства, послушать лампу, тперь слушаю только этот УНЧ.
КВ-ВК


Uн=2,1в, Ua 0?=240в, Uэ 0?=160в, Rk=290ом, Ra(опт)=7ком, Pв ых=2,6вт, Кг=7%. Проверено.
арт