Поиск:
 

Всем привет!


Поскольку Роман у нас очень привередливый, впрочем как большинство настоящих котов, большого желания уделить времени на ликбез по рупорам он не проявил (хотя не все потеряно), а рыбкой (осетровой) мы его не поманили по прототе душевной. Но написал он письмо Евгению Топилину с просьбой (видимо) «заняться нами». В общем, свалил с больной головы, на здоровую. Евгений любезно согласился, за что ему огромное спасибо! Так же спасибо Сергею Иголкину за заботу и согласие принять участие в разговоре!


И так: как человек безграмотный в акустике, для начала попрошу Евгения, по мере времени и сил, рассказать для начала основные моменты подхода РБ (Романа Бесснова) к построению рупорных АС и в чем различие от традиционных, если таковые имеют место.


Олег.


PS. Евгений, смысл ветки – получить достаточное количество и качество теории для построения рупорных АС. Смысл вполне серьезный, не ради только разговора собрались, посему будем очень внимательными и надеюсь хорошими учениками.


Привет.


1. Я не хочу, чтобы меня воспринимали как эмиссара «от Кота». Я сам по себе гуляю. Не надо делать из него (и вообще ни из кого) гуру и заглядывать в рот. Славянский рупор надо делать самим! (если нужно). Заслуга Роми только в том, что он обратил таки внимание русскоязычной общественности на это направление в аудио.


2. Я не имею практического опыта построения рупорных систем (сам собрался строить) и не стал бы никому ничего советовать, если бы на просторах союза были бы люди, имеющие практический опыт построения многополосных рупорных систем по той идеологии, по которой это строят, например, в Америке. Надо с чего-то начинать. С нуля практически.


3. Почему же никто у нас не строил таких систем?
Краеугольным камнем всей этой бодяги является то, что по мнению людей, которые много слушали, для средних частот (от 800–1000 Гц до 8–12 кГц) нет и не было ничего лучше, чем хороший компрессионный драйвер низкой компрессии, установленный в широкогорлый рупор. Вокруг этого построена вся идеология.


4. Наша беда в том, что у нас не выпускались компрессионные драйвера, на которые кто-то бы мог обратить внимание как на хорошо звучащую вещь. Нет школы, нет опыта, нет такой традиции, не у кого послушать, нечему позавидовать, следовательно никто ничего не делает. У нас также не выпускались серийные АС по такой идеологии для домашнего прослушивания. Вот если бы в S90 был бы СЧ-рупор, тогда конечно. Вот и дожились до «Славянского рупора».
Кроме того, мы всегда традиционно равнялись на Германию. Но среди лучших драйверов, которые когда либо выпускались, немецких нет.


5. Что делать? Из более менее доступного рекомендую послушать АС Зингали. Можно составить хоть какое-то представление о том, к чему стремиться на первых порах. Если стало понятно, чем их СЧ отличается от всего остального, тогда можно двигаться дальше.


6. Если мы не найдем «народного» решения для компрессионного драйвера, то не удастся охватить все слои самодельшиков (которые как правило не богаты). Кроме работы с кинаповскими 1А-ХХ я пока не вижу никаких «народных» перспектив.
Eugen3B



Это первый неглупый вопрос к Роми.


Во! И я ничего хорошего оттуда не слышал.


Я сам пока понял, что:
1. Материал мембраны (наверное алюминий) Не титан и не лафсан.
2. Степень компрессии (невысокая. Какая?) У профи чаще высокая
3. Форма компрессионной камеры (удачная)
4. Материал магнита (однозначно alnico) Сейчас только феррит
5. Форма рупора (однозначно круглая трактрисса, которая раскрывается на 180 град.) У профи почти не бывает
6. Материал рупора (мягкое дерево, бумага) У профи не бывает
7. Мощность драйвера (невысокая) На хрен профям это надо?
8. Кроссовер (конденсатор последовательно) Не знаю как профи делают? Близость резонансной частоты драйвера наверняка заставит их применять фильтры высоких порядков. Иначе сгорит нахрен.
9. Чувствительность (около 110дБ/1w/1m) Бывает.
10. Усиление (ламповое SE на «один ватт») Ха-ха!


Вот и вся задача.
Какие из факторов больше влияют я только догадываюсь.


Предлагаю послушать Зингали. Это не эталон. И не надо их бежать покупать. Но можно преодалеть неприятие рупоров.
Eugen3B



Они (S2) вроде как зашкаливают хорошо за штуку. Но не в этом дело.
Надо знать что в них смотреть.


Какая-то жуткая путаница в терминах.
Четыре полосы это две главные и две второстепенные.
Главные:
СЧ – от 800–1000 до 8000–12000 реализуются компрессионным драйвером в рупоре.
НЧСЧ – верхний бас и нижняя середина – от около 100 до 800–1000 Гц – реализуются легким бумажным динамиком в упрощенном рупорном исполнении. Тут особых проблем у нас не будет.
На двух главных полосах можно и нужно слушать музыку.
Второстепенные (а для классики вообще необязательные):
ВЧ – отдельная тема
СУБНЧ – типа сабвуфера. Тоже отдельная тема. Но валом у всех опыта и т.п. Все только об этом и говорят. Проблем особых нет.
Eugen3B



Хрен с ней с психоакустикой. Теорий много придумать можно.
Частота раздела при фильтре первого порядка тоже понятие относительное. Дело сводится просто к подбору конденсатора под конкретный драйвер при конкретном рупоре и конкретный НЧСЧ излучатель, который работает ниже. Подбирается на слух и по приборам (если есть


Пользователю не остается ничего кроме как купить пару зарекомендовавших себя драйверов, сделать рупора, вставить, подключить и слушать/настраивать И не обязательно S2. В инете полно инфы про это. Я для себя пока не вижу другого выхода.


На всякие S2 очень похожи наши 1А-хх на основе алнико-магнитов.
Но там надо делать новые диафрагмы (какие?), колдовать с конструкцией и намагничивать заново старые магниты.
Я это сделать не смогу
Eugen3B


Привет всей чесной компании. Свободного времени мало – буду появляться набегами.


Это про твиттеры. Это второстепенно.


Там нечем настраивать АЧХ кроме номинала и почерка кондера. Это не так сложно.
А в остальном все определяется драйвером. У хорошего можно получить хорошую (для прослушивания) частотку.


Да, а особенно если они железные или тонкопластиковые.


Гнаться надо.
Бумажные надо применять в верхнебасовой секции в рупоре.
Динамик должен быть в районе 100 дБ (больше не бывают) плюс рупор минимум децибел 6 добавит.


Нехрен там считать. Все элементарно. А главное что один раз сделанный 2" СЧ-рупор подходит ко всем 2" драйверам, а изготовив переходник, и к 1,5".


Пожалуй ты во всем прав.


Как по мне – надо сначала что-то повторить (на нуле ведь сидим), а потом улучшать Я имею ввиду повторить не конкретную конструкцию, а концепцию.
Eugen3B



Чертеж не дам. Надо и самому поработать немного. Но помочь помогу


Выглядеть это должно наподобие этого
http://vincent.brient.free.fr/round_horns.htm


У рупора есть горло (Throat) и рот (Mouth).
http://melhuish.org/audio/hornshape.html
http://melhuish.org/audio/horndesign.html
Мы рассматриваем СЧ-рупор.
Рупор делаем только круглым во всех сечениях.


Диаметр горла равен диаметру дырки в драйвере (например 2"). Там должно быть очень гладко без малейших ступенек. На горле должен быть какой-то фланец, куда прикручивается драйвер.
Для начала надо бы иметь драйвер, чтобы понять как его крепить к горлу. У разных драйверов бывают разные способы крепления. Но в хорошем фланце всегда можно потом просверлить отверстий для крепления столько сколько нужно.


Рот. Его площадь определяет нижнюю граничнуя частоту рупора.
(формула по ссылкам. Диаметр можно посчитать самостоятельно.)
Драйвер должен быть с нижней граничной частотой не выше 500 Гц, а рот расчитываем на 450–550 Гц. Получается диаметр рта сантиметров двадцать.
Не смотря на это горн в сборе нужно заставить работать с частотой среза более килогерца (устанавливается конденсатором). Это всего лишь означает, что на 500 Гц он тоже будет играть, но немного тише.


Профиль. Однозначно трактрисса.
Заходим в http://melhuish.org/audio/tractrixcalc.html
Вводим 5 см2, 550 Гц, 1, любое число, напрммер 5.
Получаем профиль. Нас интересуют первые две колонки: расстояние от горла и радиус сечения.
Но это иллюстрация. Считать надо более точно. См. например
http://www.geocities.com/agalavotti/tractrix.htm


Продолжение в следующей серии.


Роми спросит: «А что тебя не устраивает в твоих существующих камерах?». И будет прав
Eugen3B


Продолжение.


Материал.
Мягкое, но тяжелое дерево или бумага.
Зингали используют тополь. Дорого и круто – красное дерево махогони. Остальные – что-во что гаразд.


Технология «из бумаги» пригодна для самостоятельного изготовления:
http://www.next-power.net/next-tube/articles/Horn/abstract_ru.html
Не обращать внимание, что рупор в статье сделан для диффузорного динамика, а не для комп.драйвера. Главное технология.


Из дерева самому нереально. Краснодеревщики похоже все вымерли
Столяр может выклеить из дерева хитрую заготовку, пригодную для установки в токарный станок (какой-нибудь восьмиугольник с дыркой). Токарь при наличии шаблона может попробовать что-то с этим сделать.


Толщина стенки – вопрос спорный. Первый в жизни рупор надо делать потолще. 15–20мм думаю, что вполне достаточно.


Не забыть, что рот захочется куда-то крепить, например в ящик засунуть и т.п.


Красить по типу «полированная поверхность» не рекомендуется.
Должно быть что-то шероховатое на ощупь.


Вот и все.
Можно начинать
Eugen3B



Да. Вроде нормально. Только у нас будет рот чуть побольше, но это не принципиально.


А у меня пока не имеется. Я еще поищу немного, а не найду – придется с тобой кооперироваться


P.S.
Вот этот человек не входит в 98%
http://www.enjoythemusic.com/magazine/manufacture/whyhorns.htm


По поводу верхнебасовых рупоров (предварительно).
Круглый делать не обязательно. Достаточно такой:
http://homepage.mac.com/ikecarumba/PhotoAlbum20.html
Спереди у динамика рупор, а сзади back chamber – ящик определенного объема, заполненный поглотителем. Этот ящик – большой простор для настройки.
Eugen3B



Главное видимое отличие в необходимости делать верхнебасонижнесерединный рупор. Давайте называть его здесь «нижний рупор» или НР.


Первое, с чего надо начинать – это с поиска динамика из числа доступных. Я уже портатил много часов на поиски по формальным признакам и составил список из чуть более десятка. Если есть желание подключиться к поискам и расширить список, то я могу изложить список формальных требований к динамикам.
Дальше будем думать.
Eugen3B


ОК 
Я не напишу ничего нового. Все это есть, но в основном по английски.


Итак, драйвер для НР должен:


1. Диаметр 8"-15». Лучше 10"-15».
2. Бумага
3. Магнит: лучше алнико, но не обязательно.
4. Чувствительность – не менее 100 дБ 1w 1m
5. Qes (Qts) – не более 0,25. Лучше меньше.
6. Fs – какая есть
7. Bl – побольше. Больше 20 – совсем круто.
8. Vas – какой есть
9. Mms – чем меньше, тем лучше.
10. Макс. мощность – чем меньше тем лучше


Классический винтажный пример: Altec 515


Хорошо в эти параметры укладываются современные 10"-15» профессиональные драйверы, предназначенные для midrange. Но они тяжеловаты из-за большой паспортной мощности.


Далее надо загонять параметры кандидата в программу hornresp и смотреть на что он способен.
Eugen3B


Уточню.
Для рупора нужен динамик с чудовищной магнитной связью.
Это характеризуется прежде всего огромной индукцией Bl.
Здесь еще желательно 16 Ом катушка, чтобы витков было поболе.
Это в свою очередь приводит к очень низкой Qes, а значит и Qts.
Настолько низкой, что понятие собственная резонансная частота динамика теряет физический смысл и свое влияние на процессы.


Рупор по той идеологии, о которой идет речь, делается так.
Спереди перед динамиком ставится горло 7–9» для 15" драйвера – это практическая рекомендация кота.
Автоматом получается какая-то предрупорная камера.
В принципе соотношением площади горла и объемом предрупорной камеры можно обрезать частотку сверху (вспомним, что нам нужно порядка 1 кГц) и обойтись без кроссовера вообще.
Сзади динамика ставится back chamber – закрытый ящик оптимального объема с оптимальным демпфированием.


Все это (в том числе длина и площадь рта рупора) считается программой hornresp. Для данного случая нужна экспонента. Вполне допустимо прямоугольное сечение и сочетание плоских стенок с выгнутыми. После нескольких часов игры в эту программу с разными динамиками возникает инженерное чутье.
После расчетов начинается инженерное искусство.
Настраивать готовое изделие можно только этим:
1. Объем задней камеры
2. Ее демпфирование
3. Удаление горла от диффузора динамика (предр.камера).


НР должен играть от 60–90 Гц до 800–1,5 кГц.
60 Гц – монстр для отчаянных.
Частота сверху определяется концепцией склейки с СЧ-рупором.


Для неинженеров лучше повторить какой-нибудь Edgar-horn.
Eugen3B